25 ноября 2021 года принято постановление Правительства Севастополя «О порядке комплексного развития территорий в городе Севастополе».
Комплексное развитие территории – это ряд мероприятий, направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территории общего пользования поселений, городских округов. Мероприятия выполняются в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
Комплексное развитие территории осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены:
- многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
- многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным постановлением Правительства Севастополя.
Основная цель комплексного развития территории – это обеспечение сбалансированного и устойчивого развития поселений, городских округов путем повышения качества городской среды и улучшения внешнего облика, архитектурно-стилистических и иных характеристик объектов капитального строительства.
Существует 18 этапов реализации комплексного развития территории:
1. Инициирование КРТ и подготовка мастер-плана/архитектурной концепции – при комплексном развитии территории по инициативе правообладателей. Инициатором могут выступать исполнительные органы государственной власти и юридические лица.
2. Подготовка департаментом архитектуры и градостроительства проекта решения о КРТ.
3. Согласование мастер-плана и проекта решения о КРТ и рассмотрение их на градостроительном совете города Севастополя.
4. Формирование пакета документов, подтверждающих условия, включенные в проект решения о КРТ. Документы формируются как со стороны департамента архитектуры и градостроительства, так и со стороны юридических лиц.
5. Опубликование проекта решения о КРТ. При этом должен соблюдаться официальный порядок опубликования. Предусмотрено размещение проекта решения о КРТ на информационных стендах (информационных щитах), оборудованных около здания местной администрации, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлен проект решения о КРТ.
6. Направление уполномоченным органом всем правообладателям предложения заключить договор о комплексном развитии территории нежилой застройки на установленных условиях без проведения торгов.
7. Проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, не признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в проект решения о КРТ жилой застройки, по вопросу включения многоквартирного дома в решение о комплексном развитии территории.
8. Принятие решения о КРТ и его опубликование в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации.
9. Заключение договора о комплексном развитии территории с правообладателями без проведения торгов.
10. Проведение торгов на реализацию КРТ в целях заключения договора о комплексном развитии территории.
11. Заключение договора о КРТ по результатам торгов.
12. Предоставление земельного участка или земельных участков в аренду без торгов в целях реализации договора о комплексном развитии территории лицу, с которым заключен такой договор.
13. Подготовка документации по планировке территории комплексного развития и ее утверждение Правительством Севастополя.
14. Осуществление мероприятий по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа (при необходимости).
15. Определение этапов реализации решения о КРТ.
16. Выполнение мероприятий, связанных с проектированием, строительством, сносом объектов капитального строительства, в целях реализации утвержденной документации по планировке территории, а также иных необходимых мероприятий в соответствии с этапами реализации решения о КРТ.
17. Контроль за реализацией договоров о КРТ осуществляет департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.
18. Подготовка и подписание актов о реализации и частичной реализации договора о КРТ.
Виды возмещения собственникам:
1. Равноценное возмещение определяется на день, который предшествует дню принятия решения о КРТ с учетом рыночной стоимости жилого помещения и общего имущества в МКД. В том числе учитывается земельный участок, на котором расположен МКД, его доля в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные в связи с изменением места проживания.
2. Другое жилое помещение (по заявлению собственника) с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье.
3. Равнозначное по площади жилое помещение (в случае, если право на его приобретение предусмотрено НПА субъекта):
- жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
- находится в многоквартирном доме, расположенном в том же поселении, городском округе, в котором расположен МКД, включенный в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию.
4. Право приобрести за доплату жилые помещения большей площади и/или жилые помещения, имеющие большее количество комнат (в порядке, установленном постановлением Правительства от 25.11.2021 № 584-ПП), в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала, жилищных субсидий и социальных выплат, право на получение которых подтверждается также государственными жилищными сертификатами (по письменному заявлению).
5. Сохранение права пользования жилым помещением. В случае если у собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, по его заявлению за ним сохраняется право пользования жилым помещением на срок не более чем шесть месяцев после предоставления ему равноценного возмещения в денежной форме.
6. Наниматель жилья вправе получить другое жилое помещение по договору социального найма, общая площадь, жилая площадь и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилье. По его письменному заявлению такое жилье предоставляется ему на праве собственности.
7. Собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и которым были предоставлены другие жилые помещения по договорам социального найма или в собственность, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.
8. Субъектом РФ могут быть предусмотрены дополнительные гарантии и иные меры поддержки (льготная ипотека и т. д.).
Особенности реализации комплексного развития территории:
В целях комплексного развития территории жилой застройки не могут быть изъяты:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов федерального значения;
- земельные участки, на которых расположены объекты федерального значения;
Исключение: согласование включения указанных участков с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, организациями.
- земельные участки с расположенными на них многоквартирными домами, в отношении которых законом не предусмотрена возможность включения их в границы КРТ;
- земельные участки с расположенными на них жилыми домами блокированной застройки, объектами ИЖС, садовыми домами;
Исключение: изъятие таких объектов, которые признаны аварийными или которые соответствуют критериям, установленным постановлением Правительства Севастополя.
- иные объекты недвижимого имущества, определенные Правительством РФ, нормативным правовым актом Правительства Севастополя, в случае его принятия.
Основные критерии для включения многоквартирного дома в комплексное развитие территории жилой застройки:
- физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) превышает 60%;
- совокупная стоимость услуг и/или работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную постановлением Правительства Севастополя об установлении размера предельной стоимости услуг и/или работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, которая оплачивается региональными операторами за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт;
- малоэтажные многоквартирные дома, построенные в период индустриального домостроения до 1980 года включительно и имеющие деревянные перекрытия, либо если стены таких многоквартирных домов содержат следующие материалы: дерево, кирпич, камень, железобетон; а также бараки деревянные вне зависимости от этажности;
- многоквартирные дома признаны находящимися в ограниченно работоспособном техническом состоянии в порядке, определенном Министерством строительства РФ (на данный момент порядок отсутствует);
- в многоквартирных домах отсутствуют одна или несколько централизованных систем инженерно-технического обеспечения (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение - кроме местных и индивидуальных систем).
По вопросам подачи заявления необходимо обратиться в департамент архитектуры и градостроительства Севастополя по тел. 49-26-19.