В текущих сложных для отрасли условиях хозяйствования, вызванных в том числе ростом цен на строительные ресурсы, оборудование, комплектующие, их дефицитом в связи с «разрывами» логистических цепочек поставок и необходимостью импортозамещения, а также ростом стоимости привлечённых кредитных средств, Правительством принимается комплекс мер, направленных на нивелирование складывающихся рисков.
В соответствии с Планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее – План первоочередных действий) приняты следующие нормативные правовые акты, направленные на нивелирование негативных последствий складывающейся в 2022 г. макроэкономической ситуации для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения:
1. Постановление Правительства РФ от 04.04.2022 № 582 «Об особенностях установления (корректировки) тарифов регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, сфере водоснабжения и водоотведения в 2022 и 2023 годах».
Постановлением предусматривается, что в случае неисполнения обязательств по созданию и (или) реконструкции, модернизации объекта концессионного соглашения, реализации инвестиционной программы (а также при недостижении утвержденных плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности) в 2022 году не применяются положения об уменьшении на очередной финансовый год необходимой валовой выручки регулируемой организации, а также о ежегодной корректировке долгосрочного тарифа.
В настоящее время ФАС России вносит соответствующие изменения в методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
2. Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 № 785 «Об особенностях корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в 2022 году».
В целях максимального учета возникших экономических обстоятельств в 2022 г. требуется более продолжительный период подготовки корректировки инвестиционной программы.
Основные позиции:
1) перенос предельного срока подачи заявлений о внесении изменений в инвестиционные программы с 30 августа на 30 ноября, и до 20 декабря продляется срок принятия уполномоченным органом (субъекта РФ, органа местного самоуправления) решений об утверждении вносимых изменений или об отказе (за исключением заявлений о корректировке инвестиционных программ, связанной с мероприятиями по подключению (технологическому присоединению).
2) устанавливается упрощенный порядок согласования и утверждения в 2022 году проектов корректировки инвестиционных программ, направленных регулируемыми организациями в уполномоченный орган в период с 31 августа по 30 ноября текущего года.
3) одновременно предусматривается, что заявление высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) о планируемом установлении предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, превышающих индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту РФ, представляются в ФАС России для согласования до 10 декабря 2022 года и подлежат рассмотрению в течение 5 рабочих дней.
4) в целях учета при тарифном регулировании на 2023 год затрат на реализацию инвестиционных программ с учетом решения о внесении изменений в инвестиционную программу органам исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) предоставлено право до 1 февраля 2023 года принять решение о пересмотре с 1 июля 2023 года долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, установленных на 2023 год, в части таких затрат.
3. Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 № 796 «Об особенностях использования средств, начисленных в 2022 году в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения».
В 2022 году приостановлено введённое пунктом 26 (1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения ограничение использования начисленной платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения на реализацию производственной программы и выплату займов и кредитов по ней свыше 50 % (основная цель введенного ограничения - стимулирование направления средств данной платы на мероприятия инвестиционной программы).
Соответственно, в текущем году организации водопроводно-канализационного хозяйства могут использовать данную плату согласно целям, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 644, без каких-либо ограничений в части расходов на операционную или инвестиционную деятельность.
Согласно пункту 123 (5) Правил средства, полученные в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ.
4) Постановление Правительства РФ от 09.05.2022 № 835 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям жилищно-коммунального хозяйства и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации жилищно-коммунального хозяйства».
Основные позиции:
- кредит привлекается на срок до 12 месяцев на пополнение оборотных средств (на цели текущей операционной деятельности, в том числе авансовых платежей, исключения по отдельным операциям приведены в постановлении);
- получателем субсидии является кредитная организация, включенная по результатам отбора Минстроем России в перечень получателей субсидии и заключившая соглашение о предоставлении субсидии (до 20 мая на едином портале и (или) на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Минстроем России будет размещено объявление о проведении отбора);
- в составе требований к кредитным договорам в том числе предусмотрены:
- дата заключения после 11.05.2022 (дата вступления в силу постановления № 835);
- предельный размер кредита (рассчитывается исходя из квартальной выручки заемщика в 2021 году, умноженной на 0,7 и на изменение индекса цен производителей промышленных товаров «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» за I - III кварталы 2021 г. по отношению к аналогичному периоду 2020 года. При этом предельный размер не может превышать 5 млрд. рублей для заемщика, являющегося юридическим лицом, входящим в группу лиц системообразующей организации, 10 млрд. рублей для заемщика, являющегося системообразующей организацией, 10 млрд. рублей для группы лиц одной системообразующей организации);
- льготная процентная ставка (11 процентов годовых) и пр.
- в составе требований к заемщику помимо общих требований предусмотрены следующие: не является государственным или муниципальным унитарным предприятием; обеспечивает сохранение занятости на период действия кредитного договора (соглашения) не менее 85 процентов среднесписочной численности работников).
5) Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 № 912 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях установления особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения», которым закреплены ряд временных особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, газо-, тепло- и водоснабжения и водоотведения в 2022–2023 годах.
В частности, актом:
- установлено, что с 28 февраля по 31 декабря 2022 г. при начислении пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате энерго- и коммунальных ресурсов и услуг по их транспортировке, взамен ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, используется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на 27 февраля 2022 года;
- установлено, что в 2022 и 2023 годах не применяются положения об ограничении объема финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных программ (в сфере водоснабжения и водоотведения, а также производственных программ), объемом таких потребностей, определенным в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры.
Также в настоящее время разработаны и проходят согласительные процедуры, предусмотренные Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 № 260, либо внесены в Правительство Российской Федерации следующие проекты нормативных правовых актов:
1) Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения», которым предлагается закрепить ряд временных особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, газо-, тепло- и водоснабжения и водоотведения в 2022–2023 годах (разработчик Минэнерго России).
В частности, проектом акта предлагается:
- установить, что с 28 февраля по 31 декабря 2022 г. при начислении пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате энерго- и коммунальных ресурсов и услуг по их транспортировке, взамен ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, используется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на 27 февраля 2022 года;
- установить, что в 2022 и 2023 годах не применяются положения об ограничении объема финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных программ, объемом таких потребностей, определенным в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры.
2) Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и признании утратившим силу пункта 2 изменений, которые вносятся в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Предлагается дифференцировать размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в зависимости от соотношения среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и величины прожиточного минимума (разработчик Минстрой России).