«Коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». Такими словами начинается текст Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460. Несмотря на значительный срок, прошедший с момента издания Указа, актуальность вышеизложенных положений не снижается.
Результаты опросов общественного мнения свидетельствуют о наличии в обществе серьезной озабоченности проблемами коррупции. При этом многие полагают, что искоренить это явление невозможно, что коррупция является неотъемлемой частью современной российской действительности. К сожалению, такое мнение не лишено оснований, поскольку население продолжает сталкиваться с проявлениями коррупции в повседневной жизни, что закономерно дает повод для пессимизма. Во многом формированию подобных взглядов способствует недостаточная информированность граждан о принимаемых в государстве мерах по борьбе с коррупцией. Как правило, население информировано о резонансных уголовных делах коррупционной направленности, о которых много рассказывается в различных средствах массовой информации, но порой практически ничего не знает о повседневной методичной работе, направленной на предотвращение коррупционных проявлений, а ведь, как известно, лучшее лечение – это профилактика.
Данная статья позволит бегло взглянуть на те стороны антикоррупционной работы, которые не столь известны широкой общественности.
Начать следует с того, что в последние годы в действующее законодательство был внесен ряд изменений, направленных на борьбу с коррупцией.
Одним из действенных инструментов борьбы с неправомерным поведением лиц, обладающих властными полномочиями, является реализация концепции конфликта интересов. Эта концепция давно и успешно реализуется в крупных коммерческих компаниях, в особенности иностранных.
С целью развития этой концепции принят Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов».
Этим законом введены единые определения «конфликта интересов» и «личной заинтересованности» для разных категорий должностных лиц.
Под личной заинтересованностью стало пониматься получение выгод и преимуществ не только самим чиновником, но и его родственниками, а также иными лицами, связанными с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Указанный закон существенно расширил перечень лиц, обязанных сообщать о возникновении личной заинтересованности, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Таким образом, были учтены рекомендации Группы стран по борьбе с коррупцией (GRECO), членом которой является и Россия. Оценивая в 2012 году выполнение Россией рекомендаций, ГРЕКО отметила, что приветствует действия России по распространению мер, предусмотренных федеральным законом о противодействии коррупции на более широкий круг должностных лиц, выполняющих государственную (публичную) функцию.
Следует обратить внимание на ряд иных изменений законодательства, произошедших в последние годы.
В частности внесены изменения и уточнения, касающиеся порядка применения отдельных положений антикоррупционного законодательства в отношении депутатов, расширены их обязанности.
Были уточнены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности, в части запрета заниматься предпринимательской деятельностью.
Введен запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Установлены обязательные требования к порядку сообщения служащим о возможности возникновения конфликта интересов.
Важной вехой в деятельности государства по борьбе с коррупцией стало издание Указа Президента РФ от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». Данный Указ издан с целью обеспечения единой государственной политики в области противодействия коррупции и содержит адресованные регионам рекомендации по осуществлению мер антикоррупционной политики.
Во исполнение положений данного Указа в городе Севастополе действует Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в городе Севастополе, которая является постоянно действующим координационным органом при Губернаторе. В ее состав входят представители органов государственной власти субъекта, федеральных органов власти, научной общественности.
В текущем году состоялось два заседания указанной Комиссии, на которых рассмотрен ряд важных вопросов, касающихся деятельности по противодействию коррупционным проявлениям. В частности обсуждался проект закона, устанавливающего дополнительные гарантии проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, проблемы совершенствования Портала органов государственной власти Севастополя в сети Интернет, связанные с необходимостью предоставления населению исчерпывающей информации о деятельности государственных органов, а также необходимостью обеспечить общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства. К полномочиям этой Комиссии также отнесено рассмотрение материалов о нарушении антикоррупционных требований в отношении руководителей органов исполнительной власти и заместителей Губернатора.
Во исполнение вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, в городе Севастополе создано Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое в настоящее время входит в структуру Департамента общественной безопасности города Севастополя.
Задачами Управления являются формирование у государственных служащих нетерпимости к коррупционному поведению, профилактика коррупционных правонарушений в Правительстве Севастополя, органах исполнительной власти города, государственных учреждениях, контроль за соблюдением служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, контроль за расходами служащих.
Для достижения поставленных задач Управление проверяет достоверность и полноту сведений о доходах и имуществе государственных служащих и членов их семей, соблюдение требований о предотвращении конфликта интересов, соблюдение государственными служащими антикоррупционных запретов и ограничений, контролирует соблюдение требований антикоррупционного законодательства в государственных органах, анализирует и обобщает информацию об их деятельности, обеспечивает уведомление Губернатора о выполнении служащими иной работы, разрабатывает меры по совершенствованию работы.
В 2016 году Управлением проведена работа по совершенствованию правовой базы города Севастополя, регулирующей антикоррупционную деятельность. В текущем году были разработаны акты Губернатора и Правительства Севастополя, регулирующие порядок проверок в отношении государственных служащих, порядок уведомления о конфликте интересов, о выполнении иной работы, об обращениях к служащим с противоправными предложениями, правила сдачи подарков, порядок работы комиссий по служебному поведению, об антикоррупционном мониторинге и другие.
По инициативе Управления необходимый пакет антикоррупционных документов был принят в каждом органе исполнительной власти.
В настоящее время в Правительстве Севастополя и иных органах исполнительной власти, а также в органах местного самоуправления действуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих. На заседаниях данных комиссий рассматриваются факты предоставления неполных или недостоверных сведений о доходах, случаи конфликта интересов, комиссии дают разрешение бывшим государственным служащим на трудоустройство в организации, которые они курировали в период службы, рассматривают иные вопросы.
Рекомендации комиссий являются основанием для привлечения служащих к дисциплинарной ответственности. Факты привлечения к ответственности по результатам этой работы уже имеются. Некоторые служащие были уволены в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений.
Как показывает практика, наказание в данном случае способствует, так называемой обшей превенции, т.е. предупреждению совершения правонарушений иными служащими, заставляет их более внимательно относиться к требованиям законодательства.
Управлением разработан План мероприятий по реализации антикоррупционной политики на территории города Севастополя, с учетом которого соответствующие планы утвердили в каждом органе исполнительной власти. Выполнение мероприятий, предусмотренных планами, контролируется Управлением.
В следующем году на смену Плану придет Государственная программа по противодействию коррупции, рассчитанная на три года и предусматривающая объемный перечень мер.
Конечно же, этим не исчерпывается работа по противодействию коррупции, поскольку обширность и многогранность такого явления как коррупция диктует соответствующие требования и для мер борьбы с ним.
Изменения, происходящие в общественных отношениях, в экономике, да и вообще в повседневной жизни требуют постоянного совершенствования правовых и организационных механизмов, регулирующих деятельность в сфере противодействия коррупции, поэтому очевидно, что без постоянных усовершенствований успеха в этой сфере добиться сложно.
Однако, пожалуй самым важным элементом в этой деятельности, было и остается всестороннее участие гражданского общества. Внести свой вклад в борьбу с коррупцией под силу каждому. Зачастую достаточно просто пересмотреть собственное отношение к коррупционным проявлениям, воздерживаться от неправомерных действий, воспитывать детей в духе уважения к праву, повышать уровень собственной правовой культуры и не быть равнодушным к нарушению закона. Более эффективных мер противодействия коррупции, скорее всего не найти.