Роспотребнадзор разъясняет: о защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства

sev.gov.ru

В настоящее время актуальной проблемой граждан является защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Потребителю необходимо знать, как защитить свои интересы, имущество и как возместить понесенные убытки в ходе некачественного предоставления услуг.

Отношения, возникающие с участием потребителей в сфере ЖКХ, регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Жилищным кодексом Российской Федерации;

- Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

- Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 № 210-ФЗ;

- Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

- Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»;

- Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

- Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

В соответствии с законом потребители имеют следующие права:

- на своевременное и качественное обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, а также обслуживание и ремонт своего жилища в соответствии с требованиями стандартов;

- на беспрепятственное и бесперебойное получение коммунальных услуг в необходимом ему объеме, не причиняющих вреда его жизни, здоровью и имуществу;

- на обеспечение качества условий проживания в соответствии с установленными стандартами;

- на контроль и оплату фактических объемов потребленных коммунальных услуг;

- на снижение платы за жилищные и коммунальные услуги в случае их некачественного, неполного или несвоевременного предоставления, на прекращение оплаты коммунальных услуг за время перерывов, превышающих установленные сроки;

- на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потребителя, а также на компенсацию морального вреда, на уплату исполнителем неустоек (штрафов) при нарушении регламента работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и параметров качества коммунальных услуг;

- на информацию о своих правах по получению жилищно-коммунальных услуг и процедуре их защиты.

Исполнение государственной функции по надзору в сфере защиты прав потребителей по вопросам жилищно-коммунальных услуг Роспотребнадзором осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон №2300-1).

Территориальные отделы Роспотребнадзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Однако вопросы о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о содержании и ремонте жилых помещений находятся в исключительной компетенции органов регионального государственного жилищного надзора.

Если же потребителю в ходе предоставления некачественных услуг в сфере ЖКХ причинён имущественный вред, требующий возмещения убытков, в том числе, возврат излишне уплаченных денежных средств либо возмещения морального вреда, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом и лишь в случаях, установленных законом, в административном порядке. Аналогичное положение закреплено п.1 ст.17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».  

twitter-logo-silhouette telegram refresh link-symbol envelope telephone-handle-silhouette printer home-button sign-out megaphone arrow-right facebook instagram rss vk search heraldry_big nav_back nav_next glasses menu-button arrow-bold-right arrow-bold-left user-shape close