На Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, созданное 05.06.2014 г., в соответствии с Соглашениями между Росреестром и Правительством Севастополя от 27.05.2014 г. № 35 и от 10.07.2014 г. № 48 возложены полномочия в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета, а также в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих на территории города федерального значения Севастополя.
Безусловно, нельзя сказать, что в реализации поставленных задач все идет идеально. Утомительные очереди и многочасовое ожидание приема специалистом еще не ушли в прошлое и совершенно не вяжутся с масштабной целью повышения качества предоставления государственных услуг.
Существует ли на данный момент проблема очередей в Севреестре? Каковы перспективы ее решения? Да, проблема очередей существует, и она обусловлена в первую очередь большим количеством желающих произвести регистрационные действия.
Так, с целью оперативного и качественного предоставления государственных услуг, оказываемых Севреестром, 22.09.2014 г. заключено Соглашение о взаимодействии с ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе» (МФЦ), созданным Правительством Севастополя, в полномочия которого входит организация и осуществление приема-выдачи документов.
В соответствии с вышеуказанным Соглашением МФЦ с 11.11.2014 г. осуществляет прием заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, об учете изменений сведений государственного кадастра недвижимости, о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости, запросов о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, о предоставлении копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, и т.д.
Кроме того, с 02.02.2015 г. в МФЦ организовано предоставление государственных услуг по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним и по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На сегодняшний день в городе Севастополе открыты и функционируют офисы МФЦ по следующим адресам:
-
в Деловом и культурном центре (пл. Восставших, 6);
-
на Северной стороне (ул. Леваневского, 24).
В первом квартале 2015 года планируется открытие дополнительных офисов приема-выдачи документов.
Общее число окон в сети МФЦ города Севастополя достигнет 77, что позволит повысить качество предоставляемых услуг и проводить прием и выдачу документов в более комфортных условиях. Руководством МФЦ постоянно проводится работа, направленная на улучшение качества и доступности предоставления государственных услуг, организации наиболее оптимального и эффективного процесса приема-выдачи документов.
Таким образом, на сегодняшний день прием и выдача документов в сфере государственного кадастрового учета и регистрации прав осуществляется сотрудниками МФЦ. При наличии замечаний относительно работы МФЦ и предложений по улучшению качества предоставления государственных услуг граждане имеют возможность обратиться к руководству учреждения с соответствующей инициативой.
Одним из основных принципов предоставления государственных услуг является возможность их получения в электронной форме, что значительно сокращает временные затраты заявителей. Кроме того, с помощью электронного сервиса можно самостоятельно отслеживать ход выполнения запроса о предоставлении государственной услуги.
В этой связи, на сегодняшний день существует проблема отсутствия возможности подачи запросов о предоставлении сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте Росреестра в сети Интернет и Едином портале либо посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов.
Отсутствует также межведомственное взаимодействие органов государственной власти, в части обмена информацией необходимой для подтверждения соответствующих сведений вносимых в ЕГРП и ГКН.
В настоящее время с целью обеспечения на территории города Севастополя регулирования земельных отношений, ведения государственного земельного кадастра, оптимизации системы управления в сфере земельных ресурсов, а также для обеспечения сохранности государственного фонда документации, проведения инвентаризации, с целью последующего использования ее результатов для наполнения фонда документации и выдачи сведений, рабочей группой, созданной во исполнение Распоряжения Исполняющего обязанности Губернатора Севастополя от 19.06.2014 г. № 42, проводится работа с архивными документами, графическими и иными материалами, находящимися в ведении Главного управления Госземагенства в г. Севастополе, Севастопольского городского филиала Государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра», Городского коммунального предприятия «Бюро технической инвентаризации», Регистрационной службы Главного управления юстиции в г. Севастополе.
Частью 7 статьи 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, сведения о ранее учтенном земельном участке, указанном в части 6 статьи 45 вышеуказанного закона включаются органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, в том числе на основании сведений и документов, содержащихся в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации. В свою очередь, наличие автоматизированной геоинформационной системы, содержащей легитимную информацию, связано с наполнением государственного кадастра недвижимости, в том числе на основании сведений и документов, содержащихся в составе государственного земельного кадастра или иной имеющийся в распоряжении органа кадастрового учета документации.
Сегодня проводятся мероприятия по приведению работы органов государственной власти города Севастополя в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, формирование территориальных подразделений федеральных органов и наработка законодательной базы города.
Однако, такие проблемы, как отсутствие действенного механизма по своевременному получению и предоставлению в фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, актуальных сведений, документов, материалов, полученных в результате проведения землеустройства и государственного мониторинга земель для оказания государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», отсутствие нормативно-правового регулятора относительно установления категорий земель, форм собственности, отсутствие установленных границ населенных пунктов для осуществления мониторинга земель города Севастополя на сегодняшний день не разрешены.
Сегодняшние реалии требуют качественных изменений во взаимоотношениях государства и общества. Приоритетным направлением проведения административной реформы в России является повышение эффективности предоставления государственных услуг с использованием современных технологий.
Хотелось бы отметить, что с момента создания Севреестром проводится работа, направленная на улучшение качества и доступности предоставления государственных услуг, а также организации наиболее оптимального и эффективного уполномоченного органа в сфере переданных полномочий.