Территориальный отдел по Севастополю Роспотребнадзора информирует, что в настоящее время наблюдается большой процент обращений граждан на приобретение некачественных товаров легкой промышленности (как детской, так и взрослой).
Одной из актуальных проблем отрасли является высокая доля теневого и незаконно ввезенного товара на потребительском рынке, что ярко выражено в качестве товара и в его потребительских свойствах.
Субъектам хозяйственной деятельности, участвующим в обороте продукции, необходимо принимать во внимание удовлетворенность потребителя. Удовлетворенный клиент совершает повторные покупки, рекомендует продукцию другим покупателям, что способствует увеличению объема прибыли и повышает оборотоспособность предприятия. Для этого необходимо выполнять требования нормативно-правовых актов, регламентирующих требования к маркировке как общие, так и для отдельных видов продукции, нормы соответствия продукции обязательным требованиям по показателям качества и безопасности.
1. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
2. Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»;
3. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55;
4. Постановление Правительства РФ от 11.08.2016 N 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха»;
5. Технический регламент таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»;
6. Технический регламент таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» и другие нормативно-правовые акты.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий в сфере оборота продукции легкой промышленности наиболее выражены нарушения требований технических регламентов и Закона РФ «О защите прав потребителей» к маркировке товаров, а именно: полное отсутствие маркировки, отсутствии информации для потребителей на русском языке, несоответствие требований к маркировке для отдельных групп.
Согласно требованиям статьи 9 ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:
- наименование продукции;
- наименование страны-изготовителя;
- наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;
- юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;
- размер изделия;
- состав сырья;
- товарный знак (при наличии);
- единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза;
- гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);
- дату изготовления;
- номер партии продукции (при необходимости).
В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать следующую информацию:
Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать:
- вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия. Отклонение фактического содержания сырья не должно превышать «О безопасности продукции легкой промышленности» (с изменениями на 9 августа 2016 года) 5 процентов;
- модель;
- символы по уходу за изделием;
- инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий (из них ковров, одеял, покрывал, штор) дополнительная информация должна содержать:
- вид и массовую долю (процентное содержание) исходного сырья (ворсовой поверхности для ковровых покрытий и изделий из них). Процентное содержание исходного сырья указывается в виде нормативного значения с допуском в пределах +/- 5 процентов (кроме нетканых материалов);
- массу куска при нормированной влажности (для трикотажных полотен);
- устойчивость окраски (для трикотажных и текстильных полотен);
- вид отделки (при наличии);
- символы по уходу за изделием.
Для обуви дополнительная информация должна содержать:
- модель и (или) артикул изделия;
- вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви;
- инструкцию по уходу за обувью (при необходимости).
Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать:
- вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный);
- символы по уходу за изделием;
- инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Для кожгалантерейных изделий дополнительная информация должна содержать:
- наименование материала верха;
- модель;
- указания по эксплуатации (при необходимости).
Для кож дополнительная информация должна содержать:
- площадь или массу кожи;
- толщину (при необходимости);
- сорт.
Для шкурок меховых дополнительная информация должна содержать:
- вид меха;
- вид обработки;
- сорт, марку;
- площадь или размер.
Кроме этого, для предметов одежды и прочих изделий из натурального меха существует особый порядок маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, который изложен в Постановлении Правительства РФ от 11.08.2016 N 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха»».
Также наиболее выражены нарушения подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов, а именно отсутствуют документы подтверждающие безопасность и качество продукции (сертификаты и декларации), копии документов, подтверждающих происхождение продукции легкой промышленности; контракт (договор на поставку) и товаросопроводительную документацию (для партии продукции).
Согласно п.5 ст.11 ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», комплект документов на продукцию легкой промышленности должен храниться на территории государства-члена Таможенного союза: на продукцию, выпускаемую серийно – у изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) в течение не менее 5 лет со дня снятия (прекращения) с производства продукции легкой промышленности;
на партию продукции – у продавца (поставщика), изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) в течение не менее 5 лет со дня реализации последнего изделия из партии и предоставляться органам государственного надзора по их требованию.
Наблюдается устойчивая тенденция роста количества правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с производством и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции всемирно известных брендов.
За нарушение требований вышеуказанных нормативно-правовых актов недобросовестные субъекты хозяйственной деятельности привлекаются к административной ответственности в виде штрафов по ч.1 ст.14.8; ч.2 ст.14.10; ст.14.15, ч.1ст. 14.43, ст.14.45, ч.2 ст.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях