Единое информационное поле для противодействия киберпреступности будет усовершенствовано. Такое решение принято в рамках круглого стола по проблемам киберпреступлений в финансовой сфере, который прошел в центре «Мой бизнес». Его участниками стали представители банковской системы, правоохранительных и надзорных органов, региональной власти, бизнеса и телекоммуникационного рынка.
Управляющий отделением Центрального банка РФ в Севастополе Михаил Бежан рассказал о масштабах киберугроз, которые определены на основе статистики мегарегулятора.
«В 2021 году мы наблюдали рост числа операций без согласия клиентов. По сравнению с 2020 годом количество таких операций увеличилось больше чем на треть, объем похищенных денежных средств составил 13,5 млрд руб., что почти на 40% больше, чем в 2020 году. Динамика роста количества и объема операций без согласия клиентов фиксировалась также и в первом квартале текущего года», - отметил Михаил Бежан.
Эксперт подчеркнул, что борьба с кибермошенниками — это одно из приоритетных направлений деятельности Банка России. Он также рассказал об используемых злоумышленниками инструментах.
«Основным каналом атак по-прежнему остается телефон. Далее идут интернет-ресурсы, на которых граждане оставляют свои персональные данные и платежную информацию. Отмечается увеличение числа хищений через терминалы и банкоматы, что связано с активным использованием злоумышленниками комбинированных схем, когда граждан вынуждают совершать перевод через эти устройства на счета мошенников», - рассказал управляющий отделением ЦБ РФ в Севастополе.
Сотрудник отделения по раскрытию преступлений в сфере информационных технологий Управления уголовного розыска УМВД России по г. Севастополю Александр Казаркин рекомендовал совершенствовать взаимодействие между банковскими учреждениями и операторами сотовой связи, а также способы информирования сотрудниками банков своих клиентов о мерах по сохранности денежных средств от мошеннических посягательств.
«Основным проблемным вопросом при раскрытии преступлений, совершаемых с использованием IT-технологий, является неосведомленность граждан о способах совершения преступлений и недостаточный уровень цифровой грамотности», — подчеркнул Александр Казаркин.
Участники совещания обратили внимание на то, что мошенники часто используют актуальную повестку, например, санкционные ограничения, информацию о выплатах, компенсациях, и другие сведения. Кроме того, объектами для злоумышленников в начале года стали и сами банки, которые ощутили на себе кратное увеличение хакерских атак.
«Ключевым фактором в этой работе является скорость реакции: чем быстрее мы блокируем инструменты мошенников, тем меньшее количество людей страдает. И мы последовательно движемся к повышению оперативности нашего взаимодействия», — резюмировал Михаил Бежан.
Представители сторон договорились продолжать действовать сообща для выработки новых действенных мер в борьбе с хищением средств с использованием IT-технологий.