Центральный банк Российской Федерации с целью защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов на финансовом рынке, а также предостережения от общения со злоумышленниками
Основной целевой аудиторией для мошенников является социально незащищенный слой населения. Действия мошенников, основанные на использовании доверчивости граждан, разнообразны, однако можно выделить несколько, наиболее часто используемых.
1.Мошенники по телефону или через SMS-сообщения, представляясь сотрудниками Банка России или его уполномоченными (адвокатами, судебными исполнителями и т.п.), предлагают получить денежную компенсацию за ранее приобретенные товары или оказанные услуги, предварительно оплатив «налог», «госпошлину» или «страховой сертификат» (возможны варианты). Мошенники, прежде всего, пытаются добиться перечисления им денежных средств по различным основаниям.
2.Также человеку по телефону предлагают вложить деньги на «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России», для чего необходимо перевести деньги на счет некоего вымышленного «финансового представителя Банка России». Но связаться с этим «представителем» после перевода, естественно, уже не удается.
3. Один из вариантов мошенничества – рассылка SMS-сообщений или звонки гражданам с информацией о том, что их банковские карты якобы заблокированы, с указанием телефона, куда следует звонить для решения вопроса. Получатель сообщения перезванивает по указанному номеру и мошенники, представляясь работниками Банка России, пытаются выяснить у него персональные данные (паспортные, сведения о банковской карте, включая PIN-код), либо стараются побудить адресата предпринять некоторые действия с использованием банкомата для вымышленной разблокировки карты.
Для предотвращения фактов мошенничества гражданам следует иметь ввиду следующее:
Центральный банк Российской Федерации, согласно законодательству
-не начисляет и выплачивает гражданам денежные средства, разного рода компенсации, денежные выигрыши;
- не принимает денежные средства граждан;
- не блокирует банковские карты граждан;
- не рассылает SMS-сообщения.
Учитывая, что социальное мошенничество всегда связано с невнимательность
- проявляйте бдительность и не реагируйте на сомнительные предложения незнакомых лиц перечислить денежные средства для получения разного рода призов, выигрышей, «накопительных сертификатов Банка России», компенсаций за ранее приобретенные товары различного назначения, включая медицинские;
- не перечисляйте денежные средства на предлагаемые счета и номера телефонов, игнорируйте предложения о передаче денег при личной встрече;
- прежде чем принять любое решение, связанное с расходами по предложениям от незнакомых лиц, не отвечайте сразу, внимательно обдумайте ситуацию и посоветуйтесь с близкими и родственниками, перепроверяйте любую информацию, поступившую от неизвестных вам людей, в том числе выступающих от имени Банка России, Министерства финансов, прокуратуры, коллегии адвокатов и т.п.. Предварительно позвоните в эту организацию по ее официальным телефонам;
- при получении SMS-сообщения о блокировке Вашей банковской карты, немедленно свяжитесь с контактным центром Вашего банка, выпустившего карту. Причем сделайте это по телефонам, указанным на Вашей карте, а не в SMS-сообщении. Никому не сообщайте PIN-код карты, даже сотрудникам банка.
При малейших подозрениях на обман немедленно обращайтесь в органы полиции.
Также Банк России принимает от населения обращения и жалобы на деятельность финансовых организаций, являющихся поднадзорными Банку России, как через специально созданный раздел «Интернет-приемн
Каждый желающий может позвонить в контактный центр Банка Росси по номеру 8 800 250-40-72 (бесплатный звонок из регионов России) или +7495 771-91-00, а также на телефон «горячей линии» Отделения Севастополь 53-06-48.