Вадим Дворяненко: «Создаём высокотехнологичный островок в самом русском регионе планеты»

sev.gov.ru

Начальник Главного управления информатизации и связи города федерального значения Севастополь Вадим Дворяненко в связи с первой годовщиной возвращения Крыма в состав России ответил на вопросы «Экспертного центра электронного государства».

– Прошел год с того момента, когда Севастополь вошел в состав Российской Федерации, и почти девять месяцев, как вы назначены главой Управления информатизации и связи города. Вам пришлось с чистого листа организовывать работу в таких непростых сферах, как связь и информатизация органов власти. Какие задачи для вас были первоочередными, безотлагательными?

– Самым главным было не оставить город без телефонной связи и Интернета. Сохранить возможность вызова оперативных и экстренных служб. Не допустить сбоев в работе жизненно важных, стратегических и социально значимых объектов города. Самое первое, что было сделано, – мы собрали за одним столом представителей всех основных операторов связи города, обсудили проблемы и ближайшие задачи. И, конечно, первоочередной задачей, поставленной перед управлением, было создание в Севастополе единого оператора связи, который будет оказывать услуги фиксированной телефонной связи и предоставлять услуги широкополосного доступа в интернет федеральным и городским органам власти, государственным учреждениям, в том числе Черноморскому флоту.

– Чего удалось добиться за год? Какие результаты наиболее значимы для жителей города?

– Управлением связи и информационных технологий города Севастополя создано государственное унитарное предприятие «Севастополь Телеком». Проведена инвентаризация инфраструктуры сетей связи и кабельной канализации города, объектов, обеспечивающих непрерывное функционирование почтовой связи. В преддверии выборов в Законодательное собрание Севастополя, когда украинский оператор ПАО «Укртелеком» фактически остановил предоставление услуг междугородней и международной связи, а также доступа к Интернету и передачи данных всем абонентам, как физическим, так и юридическим лицам, специалистами связи Севастополя, предвидевшими это, была проделана значительная работа – благодаря ей отрицательные последствия действий украинской стороны были фактически сведены к нулю. Севастопольцы практически не ощутили каких-либо проблем в связи с действиями ПАО «Укртелеком». В это же время осуществлён переход на российский план нумерации, с сохранением прежних абонентских номеров.

Для подавляющего большинства севастопольцев с этого времени стала доступна нормальная связь с материковой частью России. Однако сказать, что все проблемы были тогда решены, нельзя. В городе продолжал работать украинский оператор «Вега», абонентами которого являлись около 30 тысяч человек, четвертая часть населения города, предприятий, организаций. Являясь украинским оператором, «Вега» не предпринимала никаких шагов к урегулированию своих взаимоотношений с «Севтелекомом», конструктивному выстраиванию их в правовом поле, в силу чего абоненты «Веги» фактически оказались без возможности иметь связь с подавляющим большинством абонентов телефонной сети города.

Руководство города и Главного управления информатизации и связи неоднократно обращались к руководителям крымского филиала «Веги» с предложениями привести свою деятельность в соответствие с российским законодательством и организовать законное взаимодействие с другими операторами города. Предлагались различные варианты решения проблемы, однако конструктивных шагов со стороны «Веги» предпринято не было. Более того, воспользовавшись сложностями переходного периода, руководство «Веги» организовало незаконный, без заключения договоров, пропуск трафика на сеть «Севтелекома», не оплачивало пользование ресурсами инфраструктуры связи «Севтелекома» и города, хотя со своих абонентов регулярно собирало абонентскую плату. Этим был нанесен значительный, исчисляемый многими миллионами рублей ущерб городу и жителям.

Еще одной существенной проблемой было то, что, не считаясь с интересами жителей полуострова, руководство ПАО «Укртелеком» заняло абсолютно деструктивную позицию и «перекрыло» связь Севастополя с остальной территорией Крыма. Жители Севастополя вынуждены были звонить в другие города Крыма по междугородним каналам связи по очень высоким тарифам. А жители Крыма были вообще лишены возможности звонить по фиксированной сети в Севастополь, т.к. Украина полностью блокировала звонки из Крыма и Украины в Севастополь.

Прекратили свою деятельность в Севастополе и мобильные операторы – «ТриМоб», «Киевстар» и другие, бросив своих абонентов.

Естественно, все эти обстоятельства создавали определенную социальную напряженность. Недовольство сложившейся ситуацией было и внутри трудового коллектива «Веги». Сотрудники «Веги», видя тупиковость ситуации, отсутствие конструктивных шагов владельцев и руководства компании по ее нормализации, обратились с письмом к губернатору Севастополя с просьбой принять необходимые решения. В начале февраля, во избежание провокаций со стороны украинского руководства «Веги» и нормализации ситуации в области связи, губернатором было издано распоряжение о взятии под оперативное управление сети связи «Веги» государственным унитарным предприятием Севастополя «Севтелеком».

10-12 февраля сотрудники «Веги» и «Севтелекома» выполнили необходимые технические мероприятия, после которых абоненты «Веги» в Севастополе, Симферополе, Евпатории и Ялте получили наконец возможность нормального общения со всей территорией России и всей территорией Крыма. Одновременно «Севтелекомом» были выполнены работы, благодаря которым и крымчане получили возможность звонить по фиксированной сети в Севастополь и на материк.

 Уровень проникновения Интернета в Республике Крым составляет около 27% (что почти в три раза меньше среднего по России). Каков этот показатель в Севастополе? Достаточен ли он, чтобы жители города начали активно пользоваться электронными услугами?

– По нашим сведениям, уровень проникновения Интернета приближается к 50%, если считать по домохозяйствам, а их в Севастополе 170-200 тысяч. Это без учета мобильных пользователей Интернета.

Для популяризации электронных услуг и сервисов, их активного использования населением, одним из важных факторов является зачастую не наличие или отсутствие подключения к Интернету, а рекомендации близких людей, знакомых, соседей, уже получавших электронную услугу, оценивших преимущество и экономию времени. А для этого нам сейчас необходимо обеспечить максимально широкое внедрение электронных услуг, государственных и муниципальных, обеспечить их полноту и качество, выстроить систему межведомственного электронного взаимодействия.

 Все больше американских и европейских компаний под давлением санкций прекращают в Крыму свою работу, запрещены инвестиции, поставки высокотехнологичного, в том числе телекоммуникационного оборудования. Каковы последствия, и как реагирует на это ваше управление?

– Реакция нашего управления, а теперь это уже Главное управление информатизации и связи, созданное путем реорганизации из нескольких структурных подразделений правительства Севастополя, выражается в том, что предпочтение при выборе делового партнера или заказе высокотехнологичного оборудования отдается нашим, российским предприятиям и корпорациям. Получается, что санкции в первую очередь ударили по «американским и европейским компаниям», лишив их возможности заработать на рынке IT-услуг Севастополя и Крыма.

Конечно, есть некоторые сложности, например, в сфере предоставления услуг мобильной связи – крупные операторы, видимо, опасаясь применения санкций в отношении своих компаний, не спешат развернуть свои сети на территории города. Сегодня в городе работает только один оператор «К-Телеком», сеть которого уже явно перегружена и качество услуг вызывает серьезные нарекания у жителей города. Когда ситуация улучшится, трудно сказать.

Специалисты «Севтелекома» по заданию губернатора и правительства сумели найти эффективное технико-экономическое решение для предоставления услуг мобильной связи. «Севтелеком» подал заявки в ГКРЧ и Минкомсвязь на получение лицензий на оказание мобильных услуг связи, мы надеемся в ближайшее время их получить и приступить к оказанию этих услуг.

 Как вы относитесь к идее ограничить использование зарубежного программного обеспечения в государственных органах?

– В органах государственной власти программное обеспечение уже ограничено кругом выполняемых служебных задач и в соответствии с функциональными особенностями органа. Если говорить об общесистемном ПО, то в случае прохождения процедуры сертификации продукта, его проверки соответствующими органами (ФСТЭК) вполне допустимо его использование и с целью управления государством. И будь это системы с закрытым исходным кодом или open source, зарубежных или отечественных разработчиков – всегда существует вероятность обнаружения потенциальной уязвимости. В конце концов, код пишут живые люди, а людям свойственно ошибаться.

 Регионы работают над предоставлением электронных государственных и муниципальных услуг уже более пяти лет (закон 210-ФЗ, который запретил требовать бумажные документы от заявителей при оказании госуслуг, в России принят в 2010 году). Как происходит интеграция Севастополя в электронное правительство?

– Решение любой масштабной задачи начинается с формирования команды высококлассных специалистов в области связи и информатизации. Сегодня костяк такой команды у нас есть. Нами разработан ряд целевых программ, региональных и государственных, по внедрению системы ГЛОНАСС, по информатизации региона и обеспечению развития сетей связи, оказанию электронных услуг населению. Разработанная нашими специалистами Концепция информатизации Севастополя прошла процедуру обсуждения на временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества с участием представителей Минкомсвязи, Министерства по делам Крыма, представителей Законодательного Собрания Севастополя и IT-сообщества города. Управление является координатором проектов по созданию системы экстренных вызовов 112, программы «Безопасный город».

При поддержке нашего управления и «Севтелекома» создана сеть многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ) Севастополя. Первый МФЦ в Крыму был открыт губернатором Севастополя еще в декабре прошлого года, в настоящее время идет процесс «насыщения» МФЦ электронными услугами. Запущен официальный портал органов государственной власти Севастополя.

На базе ГУП «Севтелеком» организованы и запущены в тестовую эксплуатацию серверы электронной почты и системы электронного документооборота правительства Севастополя. Разрабатывается проект создания центра обработки данных города, уже определено место его будущего размещения и запущена в эксплуатацию его первая очередь.

 С какими проблемами приходится сталкиваться и чего не хватает – методология, технологии, финансы, кадры?

– В первую очередь – финансирование. За 23 года в составе Украины вопросу информатизации в Севастополе уделялось крайне мало внимания. С чем пришлось столкнуться – это практически полное отсутствие IT-инфраструктуры в органах власти, отсутствие центра обработки данных, серверных мощностей, структурированных кабельных сетей. Сейчас всё приходится создавать с нуля. Объём работ огромен.

Но теперь у нас есть наша страна – Россия. С большим опытом, знаниями, готовыми решениями, успешно реализованными в различных отраслях экономики. Есть реальная помощь – к нам едут специалисты из разных регионов России. Есть отличная, отработанная нормативная база, дело за малым, адаптировать её к условиям Севастополя. Особенную поддержку оказывают Министерство связи и массовых коммуникаций и Федеральное агентство связи — Россвязь. Это ежедневная методическая и практическая помощь в разработке и согласовании региональных долгосрочных целевых программ, помощь оборудованием и советом. Очень приятно работать в постоянном контакте, осознавая историческую значимость событий, создавая высокотехнологичный островок в этом самом русском регионе планеты.

– Удалось ли создать защищенные каналы связи между органами власти города? В какой стадии находится их подключение к системе межведомственного электронного взаимодействия и разработка сервисов?

– Совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций определена точка вхождения федеральной СМЭВ в Севастополе, разработан проект выделенной мультисервисной сети связи специального назначения органов государственной власти Севастополя, идет процесс согласования, поиск источников финансирования строительства сети.

 Какие, на ваш взгляд, новые возможности даст электронное правительство населению Севастополя? Какие услуги вы планируете начать оказывать в электронном виде в первую очередь?

– Главная цель – участие граждан в процессе государственного управления путем доступной всем обратной связи с органами власти, максимальная открытость и прозрачность власти, оптимизация расходов и упрощение бюрократических процедур, экономия времени и ликвидация очередей. Сейчас МФЦ Севастополя оказывают услуги по кадастровому учету ранее учтенных объектов, эта услуга наиболее востребована сегодня, и ей уделяем особое внимание – гражданам предоставляют выписки из единого государственного реестра прав, выписки из севастопольского реестра. В числе первоочередных к реализации и услуга по записи детей в дошкольные образовательные учреждения.

 Готовы ли, по вашей оценке, граждане использовать эти возможности? Что этому мешает? Как активно, например, люди пользуются интернет-приемной, размещенной на сайте правительства? Какие темы интересуют жителей больше всего?

– Севастополь всегда отличался высокой гражданской активностью. Город русской славы, с богатой героической историей, город с очень образованным населением, город студенчества и моряков. И уровень самосознания, личной ответственности и сопричастности к судьбе города в Севастополе очень и очень высок. За месяц после запуска нового официального портала органов государственной власти Севастополя через электронную приемную было принято более 300 обращений граждан. Это почти 10 обращений в день, достаточно высокий показатель для нового сайта. Жителей интересуют вопросы благоустройства города, дорожное строительство, поднимаются вопросы о незаконном захвате земель на побережье при украинской власти, вопросы о возможности трудоустройства и переезда в Севастополь.

 Как выстраиваются отношения с другими регионами РФ? С кем сотрудничество складывается лучше всего?

– Мы тесно сотрудничаем с ближайшим соседом – Симферополем, Крымом. У нас одна судьба. Очень помогает Краснодарский край, да и другие регионы всегда готовы протянуть руку помощи. Помочь и советом, и специалистами. Ведь внедряя электронное правительство, регионам приходилось начинать с нуля, определять структуру, исходя из возникающих рабочих моментов. Севастополь же отстает в этом плане лет на пять, но у нас есть уникальная возможность пройти по проторенной дороге, воспользоваться опытом и знаниями других субъектов Российской Федерации.

 Насколько правительство Севастополя поддерживает деятельность по созданию электронного правительства?

– Губернатор и правительство не просто поддерживают это направление работы, а всячески ему способствуют, заинтересованы в скорейшей реализации проектов информатизации города, т.к. это безусловно повысит эффективность их деятельности и удовлетворенность граждан.

Материал издания "Экспертный центр электронного государства"


twitter-logo-silhouette telegram refresh link-symbol envelope telephone-handle-silhouette printer home-button sign-out megaphone arrow-right facebook instagram rss vk search heraldry_big nav_back nav_next glasses menu-button arrow-bold-right arrow-bold-left user-shape close