Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» дополнен статьей 1517 «Действие исключительного права на географическое указание или наименование места происхождения товара на территории Российской Федерации», которая определяет, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на географическое указание или наименование места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором РФ.
Изменения будут способствовать расширению присутствия севастопольских вин на рынке Российской Федерации.
«Потребитель, покупающий вино, на этикетке которого написано «Севастополь», должен быть уверен, что оно сделано из винограда, выращенного на виноградниках нашего региона и, соответственно, имеет высокое качество, обусловленное уникальными почвенно-климатическими условиями севастопольского терруара и высокими требованиями к продукции, предъявляемыми Ассоциацией виноградарей и виноделов «Севастополь», - отметил первый заместитель директора Департамента сельского хозяйства Максим Большенко.
В последнее время на рынке алкогольной продукции в России сложилась ситуация, когда на полках магазинов в крупных городах можно встретить вина, на этикетках которых написаны названия известных винодельческих регионов России: Крым, Севастополь, Кубань и т.д. При этом содержимое бутылок (упаковок) – это импортные виноматериалы, которые не имеют никакого отношения к региону, указанному на этикетке. Потребителя заведомо вводят в заблуждение, что, в итоге, отрицательно сказывается на репутации настоящих российских вин.
Незаконным признается использование зарегистрированного географического указания лицами, не обладающими правом его использования, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными.
Незаконно использование зарегистрированного географического указания лицами, обладающими правом его использования, в отношении товара, не обладающего характеристиками, указанными в Государственном реестре указаний и наименований, либо произведенного за пределами границ географического объекта, указанных в Государственном реестре указаний и наименований.
Также противоречит закону использование сходного с зарегистрированным географическим указанием обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения товара или характеристик товара.
В 2014 году Федеральным Законом № 490-ФЗ введена классификация российских вин. ЗГУ ― с указанием региона производства. Допускается привязка к субъекту РФ, муниципальному району или городскому округу, из которых должны происходить не менее 85% винограда.
ЗНМП ― с указанием виноградника/малой территории производства (муниципалитет, сельское поселение), из определенного техническими документами сорта или сортов, обладающего свойствами, определенными природными условиями микрорегиона и людскими факторами: агрономическими мероприятиями, технологией производства.
Импортные виноматериалы — это вино, которое уже на территории России разливается по бутылкам и поступает в продажу под марками российских винзаводов. Такие заводы, которые фактически только разливают вино, оказываются в несравнимо более выигрышном положении, чем те, кто пытается выпускать реально отечественное вино.